Чарджбэк в Беларуси и как им воспользоваться

Безналичные расчеты с использованием банковских карт приобретают все большую популярность, а вместе с тем растет число недобросовестных продавцов и злоумышленников, подстерегающих своих жертв в Интернете. Беларусь, увы, не остается в стороне от общемировых тенденций: в стране процветает крипто-мошенничество, интернет-магазины доставляют некачественные товары, а брокеры нередко отказываются выплачивать законную прибыль. Для защиты прав покупателя и обеспечения его безопасности при возникновении разногласий с продавцом международные платежные системы разработали процедуру чарджбэка, о принципах и механизмах реализации которой мы расскажем подробнее далее. 

Чарджбэк в Беларуси и как им воспользоваться?

Что такое чарджбэк?

Чарджбэк (англ. — chargeback) — это метод возврата денежных средств за покупку, которая не была совершена или была совершена неправильно. Механизм возврата достаточно прост: после того, как средства за услугу или товар были выплачены, но их качество по получению оказалось неудовлетворительным или они не были получены вовсе, покупатель обращается к своему банку с запросом об отмене транзакции. Банк, после обработки такого запроса, направляет продавцу требование возврата средств, которое и называется чарджбэк.

В каких случаях может потребоваться чарджбэк?

Ситуаций, в которых вы можете просить банк Республики Беларусь об отмене сделанной транзакции, довольно много, ниже мы приведем примеры только некоторых из них:

  • Работа с брокерской компанией, которая не соблюдает свои обязательства, например, не выплачивает прибыль или отказывается от снятия средств со счета. В этом случае вы можете обратиться в банк или платежную систему, которой пользовались для оплаты услуг брокера, чтобы запросить выполнение чарджбэка.
  • Покупка или продажа криптовалют на сайте крипто-мошенников, которые попытались взломать ваш аккаунт или осуществить фишинговую атаку.
  • Игра в казино-онлайн, в ходе которой геймер становится жертвой мошенничества или некорректных действий со стороны казино. Например, ваш выигрыш не был выплачен или со счета были сняты дополнительные средства. Но будьте осторожны: согласно белорусскому законодательству деятельность ряда казино онлайн признана незаконной и если вы играли в одном из них, чарджбэк, как и защита прочих ваших прав, будет невозможным. Более того, сообщая о фактах мошенничества на сайтах с азартными играми, вы сами можете быть признаны правонарушителем.
  • Размещение ставок на спорт в букмекерской конторе, которая отказывается выплачивать выигрыш или незаконно списала дополнительные средства.
  • Приобретение товаров в интернет-магазине, которые не были доставлены вообще, были доставлены неполностью или их качество не отвечало заявленному на сайте.

Не всегда причиной возникновения спора между продавцом и покупателем является мошенничество, ведь возможны и технические сбои, ведущие к двойному списанию средств, и непредвиденные ситуации, такие как отсутствие товара на складе интернет-магазина или ошибки менеджеров. В любом из этих случаев продавец заинтересован в сохранении собственной репутации и чаще всего соглашается на возврат средств посредством так называемого рефанд-метода.

Помните! Потраченная сумма может быть возвращена полностью или частично.

Этапы реализации 

Реализация чарджбеков в белорусском правовом поле регулируется:

  1. Правилами международной платежной системы, которая выдала карту.
  2. Законом “О национальной платежной системе”.
  3. Договором, подписанным между клиентом и банком.

Именно эти правовые акты определяют основные этапы выполнения процедуры чарджбэка:

  • Подача письменного заявления в банк-эмитент карты;
  • Регистрация заявления в банке, предоставление ему идентификационного номера;
  • Передача банком представителю Международной платежной системы (МПС) всей полученной от клиента информации, а также требования списания со счета продавца конкретной суммы.
  • МПС, которая в данной ситуации выполняет роль арбитра, рассматривает и передает претензию банку-эквайеру;
  • Банк направляет запрос продавцу, который предоставил услугу или товар, с просьбой предоставления комментариев относительно полученной претензии;
  • Продавец предоставляет комментарии, доказывающими качественное выполнение им обязательств или признающими неправомерность;
  • Принимается решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении требований заявителя;
  • Информация о результатах рассмотрения заявления направляется заявителю.

Если претензия удовлетворена, деньги возвращаются на карту покупателя.

Внимание! В ряде случаев, когда заявитель предоставляет документы, полностью доказывающие факт обмана со стороны продавца или нарушения прав потребителя, а также если продавец на протяжении 30-45 дней игнорирует запросы МПС, сумма претензии списывается с его счета  в принудительном порядке.

Расходы на реализацию чарджбэка несет продавец. Как правило, они включают:

  • разницу в конвертации валют;
  • комиссию (3-4% стоимости платежа).

Если вина продавца не была доказана, заявитель должен оплатить компенсацию, возмещая затраты, понесенные в процессе рассмотрения дела.

Когда выполнение возврата средств невозможно?

Добиться реализации чарджбэка продавцом достаточно сложно, ведь пострадавшей стороне нужно не только правильно составить заявление для платежной системы, но и доказать свою правоту. Более того, бывают и ситуации, когда возврат денежных средств становится полностью невозможен:

  • С момента, когда деньги были перечислены продавцу, прошло более 540 дней;
  • Перевод был выполнен с использованием карты, не принадлежащей международной платежной системе Visa, MasterCard или Мир, криптовалютой или электронными деньгами;
  • Перевод средств был выполнен на счет физического лица.

Надеемся, представленная выше информация оказалась для вас полезна и поможет вернуть средства, отправленные недобросовестному продавцу. А вашим опытом использования процедуры чарджбэка приглашаем поделиться в комментариях.

Понравилась статья? Поделись с друзьями:
PrimeOption
Добавить комментарий